На заседании, состоявшемся в конце октября, Комитет по открытому рынку (FederalOpenMarketCommittee, FOMC) ФРС США принял решение о полном сворачивании программы количественного смягчения (Quantitative Easing, QE), объем третьего раунда которой на момент проведения заседания составлял $15 млрд. в месяц.
Решение FOMC для рынков неожиданностью не стало, так как подобный шаг уже был учтен в ценах и, можно сказать, считался уже фактом свершившимся. В ФРС заранее готовили рынки к такому исходу, постепенно сокращая объем QE. Поэтому после оглашения решения федрезерва, как и за несколько недель до него, американские фондовые индексы демонстрировали уверенный рост. Но смогут ли они продолжить эту тенденцию без масштабных вливаний ликвидности со стороны ФРС?
За шесть лет действия данной программы, в рамках которой проводились покупки казначейских облигаций и ипотечных ценных бумаг на открытом рынке, ФРС потратил на ее реализацию в общей сложности $3 трлн. Благодаря действию программы, первичной целью которой было снижение долгосрочных ставок, что повлекло за собой улучшение ситуации в американской экономике, индекс S&P вырос без малого на 200%. В периоды завершения и отсутствия стимулирования (перерывы между раундами) индексы достаточно жестко проседали и только начало нового раунда снова и снова толкало их вверх.
Впрочем, на момент завершения QE3 ситуация в экономике США и мира в целом несколько отличается от той, которая была в периоды завершения действия предыдущих раундов. Но это не дает веских оснований ожидать новой волны роста индексов с текущих уровней.
Что касается американской экономики, то здесь действительно есть определенные предпосылки для оптимизма, дающие надежду на то, что она вышла на самодостаточный уровень и сможет демонстрировать рост без поддержки со стороны федрезерва.
В глобальном масштабе ситуация менее радужна. Германия, экономика которой является крупнейшей в Европе, сталкивается с замедлением темпов роста, на горизонте видна рецессия. Экономика Японии все еще не может прийти в себя после апрельского повышения налога с продаж. Надежды на то, что развивающиеся страны поддержат глобальную экономику, призрачны. Темпы роста китайской экономики замедляются, в МВФ ожидают ее роста в текущем году только на 7,4% - минимальные темпы роста с 1990 года. Экономика Бразилии находится в рецессии с первой половины текущего года. Ситуация в экономике России ухудшается под влиянием санкций Запада и снижения цен на нефть.
Развитые страны, такие как США, Великобритания, Австралия, конечно же, могут оказать определенную поддержку темпам роста глобальной экономики, но более вероятной все же является обратная ситуация: замедление темпов роста глобальной экономики повлечет за собой ухудшение ситуации в экономиках данных стран.
Но вернемся к перспективам фондовых индексов. Их снижение может быть вызвано чем угодно: распространение эпидемии лихорадки Эбола, ухудшение ситуации на геополитическом фронте (Ближний Восток, украино-российский конфликт), ухудшение финансового состояния какого-либо финансового института или просто массовые продажи, вызванные переоценкой перспектив и накоплением негативных сообщений. Все эти факторы в последнее время в той или иной мере имели место, но наличие поддержи ФРС позволяло индексам восстановиться. Без поддержки федрезерва реакция на любой негатив может быть куда более сильной.
Но не стоит ожидать, что индексы упадут сразу после завершения QE. Разворот на рынке может формироваться достаточно длительное время. ФРС будет этому только способствовать, так как, несмотря на прекращение действия программы количественного смягчения, американская экономика продолжит получать поддержку в виде реинвестирования доходов от активов, которые были ранее приобретены. К слову, за период действия трех раундов QE баланс федрезерва увеличился более чем на 400%, достигнув уровня $4,4 трлн. Реинвестирование доходов будет сдерживать рост ставок.
Так чего же можно ожидать от индексов в ближайшие месяцы? Новая волна роста является маловероятной, даже не смотря на относительно сильные квартальные отчеты компаний. Веских причин для снижения также нет. Вполне вероятно, что мы будем свидетелями бокового движения с умеренно восходящим уклоном, что будет являть собой формирование разворота после шестилетнего роста. Возможным тригером начала полномасштабного снижения может стать ухудшение ситуации в экономике США вплоть до наступления рецессии. Пока таких рисков на горизонте нет, но если учесть длительность текущего цикла восстановления американской экономики, продолжающегося около 70 месяцев, что, согласно данным Национального бюро экономических исследований США, вдвое больше среднего значения за последние полтора столетия (35 месяцам), то вскоре они могут стать вполне реальными, особенно на фоне ситуации в глобальной экономике, о чем говорилось выше.